Электросетевая компания оао ржд

Технологическое присоединение (подключение) новых потребителей к электрическим сетям ОАО «РЖД»


Бесплатная юридическая консультация:

Ассоциация «Желдорэнерго» осуществляет юридические и иные действия обеспечиваемые членами Ассоциации по исполнению услуг для сторонних потребителей, присоединенных и (или) присоединяемых к электрическим сетям ОАО «РЖД».

Оглавление:

Обращаем ваше внимание, что Ассоциация «Желдорэнрего» не является уполномоченной сетевой компанией организацией на заключение договоров и не производит рассмотрение заявок по форме, отличной от представленной на данном веб-сайте (т.е. Проектов заявок). При изначальной необходимости оформления полноценной заявки на технологическое присоединение энергопринимающих устройств сторонних потребителей к электрическим сетям ОАО «РЖД», удовлетворяющей требованиям Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N861 и при отсутствии проблемных вопросов, рекомендуем напрямую обращаться в уполномоченную на рассмотрение заявок сетевой компанией организацию — «Желдорэнерго» филиал ООО «Энергопромсбыт».

Процедура технологического присоединения

Процедура подключения к сетям ОАО «РЖД» состоит из следующих этапов:

Для осуществления технологического присоединения к электрическим сетям ОАО «РЖД» по оптимизированным показателям физическое или юридическое лицо (заявитель) подает проект заявку установленного образца, приложив к ней необходимые документы.

  • Осуществление мероприятий по доработке исходных данных изложенных в заявке и предусматривающих техническую и экономическую возможность создания оптимального варианта технологического присоединения, подготовка и заключение выбранного варианта договора.
  • Выполнения этапов проектирования и устройство объектов входящих в полный комплекс мероприятий по обеспечению технологического присоединения.
  • Выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором на условиях выполнения полного комплекса технологического присоединения.
  • Получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя, за исключением объектов, принадлежащих:
    • юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при присоединении по одному источнику с максимально запрашиваемой мощностью до 100 кВт включительно;
    • заявителям, обратившимся за временным (на срок не более 6 месяцев) технологическим присоединением энергопринимающих устройств для обеспечения электроэнергией передвижных объектов с максимальной мощностью до 100 кВт включительно;
    • физическим лицам при присоединении энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
  • Фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям ОАО «РЖД».

    Под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств, энергетических установок и электрических сетей) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении «отключено».

  • Фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата.
  • Составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

    Технологическое присоединение

    Технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрическим сетям (технологическое присоединение) — осуществляемый комплекс мероприятий Сетевой организацией на основании договора с Заказчиком (Заявителем), по результатам выполнения которого составляется акт о технологическом присоединении и акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

    Технологическое присоединение осуществляется в отношении присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяющих категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

    15.06.2015 Возможно ли получение реальной экономии потребляемой электроэнергии и за счет каких мероприятий это обеспечивается на практике? Получение реальной экономии затрат на потребление электроэнергии и содержание электросетевого хозяйства, достигается в результате внедрения ресурсосберегающих технологий и улучшение технического состояния электросетевого хозяйства отвечающих требованиям ПЭУ.

    04.12.2014 Преимущественные показатели для Заявителей при обращении в Вашу организацию? Основные преимущественные показатели: Сокращение сроков на каждом этапе технологического присоединения и оптимизация стоимостных показателей затрат в составе мероприятий технологического присоединения на основе рациональной инвестиционной программы от стадии заявки до подачи напряжения на устройства заявителя.

    17.03.2014 За счет каких факторов обеспечивается оптимизация затрат в составе тарифа технологического присоединения? Оптимизация затрат достигается за счет «новизны» проектных и технических решений на основе высокой квалификации и накопленного опыта специалистов проектных и монтажных организаций-членов Ассоциации и исполняющих соответствующие этапы технологического присоединения и (или) обеспечивающих улучшение работы объектов электросетевого хозяйства.

    Источник: http://zheldorenergo.ru/

    Структура ОАО «РЖД»

    «Желдорэнерго» — филиал ООО «Энергопромсбыт», является уполномоченной организацией, осуществляющей юридические и иные действия (мероприятия), связанные с технологическим присоединением сторонних потребителей к электрическим сетям ОАО «РЖД» и энергопринимающих устройств ОАО «РЖД» к объектам электросетевого хозяйства иных сетевых организаций, в том числе:

    • рассмотрение заявок на технологическое присоединение энергопринимающих устройств сторонних потребителей к электрическим сетям ОАО «РЖД»;
    • согласование технологического присоединения энергопринимающих устройств сторонних потребителей к электрическим сетям ОАО «РЖД» с вышестоящей сетевой организацией;
    • согласование технических условий с системным оператором (если присоединяемая мощность более 750 кВА) ;
    • расчет платы за технологическое присоединение, а также направление в орган исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов заявления об установлении платы за технологическое присоединение;
    • заключение договора на технологическое присоединение с заявителем; заключение договоров на проектирование и выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ, согласно техническим условиям.

    Юридический адрес: Россия, Москва,, г. Москва, Грохольский переулок, д.28

    Фактический адрес: Россия, Москва,, г. Москва, Грохольский переулок, д.28

    Источник: http://www.rzd.ru/ent/public/ru?STRUCTURE_ID=5185&layer_id=5554&id=4579

    Электросетевая компания оао ржд

    О реформировании энергетического комплекса ОАО «РЖД» и развитии электросетевой деятельности

    Созданию единого центра компетенций в области энергетики, функционированию и перспективах электросетевой деятельности в компании посвящена статья директора ОАО «РЖД» по энергетическому комплексу Валентина Михайловича Санько.

    Понимание необходимости принятия решения о повышении эффективности электросетевой деятельности в ОАО «РЖД» связано с новым витком реформирования в электроэнергетике на основе принятой Правительством России в 2013 г. «Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации». Реализация указанного распоряжения привела к ужесточению со стороны государственных органов власти ответственности за нарушения требований законодательства Российской Федерации путем применения штрафных санкций к территориальным сетевым организациям, к числу которых относится и ОАО «РЖД».

    Минэнерго России, Федеральная антимонопольная служба России, акционерное общество «Системный оператор Единой энергетической системы» и другие субъекты электроэнергетики все чаще стали критиковать ОАО «РЖД» в связи с проблемами, связанными с недофинансированием электросетевого комплекса, выполнением инвестиционной программы не в полном объеме, а также недостатков в части содержания объектов электроэнергетики, входящих в единую энергетическую систему России.

    Учитывая очевидную необходимость повышения эффективности деятельности железнодорожной энергетики, в 2016 году руководством ОАО «РЖД» было принято решение о проведении структурных преобразований в энергетическом комплексе, в результате которых с 1 октября 2016?г. хозяйство электрификации и электроснабжения Центральной дирекции инфраструктуры вошло в состав Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД».

    Кроме того, в энергетический комплекс компании включены Центральная дирекция по тепловодоснабжению, обеспечивающая предприятия и структурные подразделения теплом и водой, имеющая на своем балансе 1833 котельных с реализацией тепловой энергии – 8,5 млн Гкал/год, объектов водоснабжения и водоотведения –ед. с объемами водоснабжения и водоотведения – 157,3 млн м куб/год.

    Дирекция капитального ремонта и реконструкции объектов электрификации и электроснабжения и Проектно-конструкторское бюро по электрификации железных дорог.

    Функции по технологическому присоединению заявителей к электрическим сетям ОАО «РЖД» и объектов электросетевого хозяйства ОАО «РЖД» к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций осуществляет дочернее общество ОАО «РЖД» – ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ».

    Основной филиал энергетического комплекса – Трансэнерго (далее Филиал) обеспечивает электроэнергией объекты инфраструктуры ОАО «РЖД» и, прежде всего, электротягу, на которой выполняется более 85% перевозок, а также оказывает услуги по передаче электроэнергии потребителям.

    Стоимость основных фондов Филиала на 01 января 2017 г. – более 420,6 млрд рублей. Объем покупки электроэнергии для собственных нужд ОАО «РЖД» за 2016 год составил более 47 млн кВт/ч, почти 32 млн кВт/ч электроэнергии (41,5%) передано сторонним потребителям.

    Имущественный комплекс Филиала состоит из 120,8 тыс. км развернутой длины контактной сети, 1428 тяговых подстанций, 58,9 тыс. трансформаторных подстанций, 146,5 тыс. км воздушных и кабельных линий электроснабжения устройств СЦБ и нетяговых потребителей.

    Объекты электросетевого хозяйства ОАО «РЖД» территориально присутствуют в 76 субъектах Российской Федерации, из них компания оказывает услуги по передаче электроэнергии сторонним потребителям в границах 70 субъектов. К электрическим сетям ОАО «РЖД» подключено более 430 тыс. сторонних потребителей.

    По объемам распределительных (нетяговых) электросетевых активов и оказываемых услуг потребителям в части их электроснабжения только ПАО «Россий­ские сети», объединившее ОАО «Холдинг МРСК» и ОАО «ФСК ЕЭС», превосходит электросетевой комплекс ОАО «РЖД».

    Филиал организует работу технических средств и объектов электроэнергетической инфраструктуры железнодорожного транспорта для обеспечения железнодорожных перевозок, удовлетворяет потребности ОАО «РЖД» в электрической энергии, ведет договорную работу с поставщиками и потребителями электрической энергии, оказывает услуги по технологическому присоединению сторонних потребителей к электрическим сетям компании и сетей ОАО «РЖД» к объектам электросетевого хозяйства иных сетевых организаций, организует формирование инвестиционной программы ОАО «РЖД» в сфере электроэнергетики, осуществляет внедрение, модернизацию и эксплуатацию автоматизированных информационно-измерительных систем ком­мерческого учета электрической энергии, взаимодействует с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации по вопросам ценообразования на электрическую энергию, а также на услуги по передаче электрической энергии, осуществляет текущее содержание объектов электроэнергетической инфраструктуры компании.

    Вместе с тем Филиал является одним из основных участников в реализации крупных инвестиционных комплексных проектов компании, таких, как строительство новой железнодорожной линии Журавка – Миллерово, модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, комплексное развитие участка Междуреченск – Тайшет Красноярской железной дороги, развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна и других.

    Известно, что система электроснабжения компании, аналогов которой нет в мире, была построена при масштабной электрификации вх годах прошлого века для обеспечения движения поездов весом 4,5 тыс. тонн с интервалом 15–20 минут.

    Филиал проводит систематическую работу по снятию инфраструктурных ограничений для повышения пропускной способности основных грузонапряженных направлений железнодорожной сети.

    В настоящее время на 131 участке (межподстанционных зонах) общей протяженностью около 8000 км система электроснабжения является сдерживающим фактором в дальнейшем увеличении объема перевозок по условиям недостаточной мощности.

    Только при реализации проекта усиления Восточного полигона будет выполнено строительство пяти новых тяговых и двух распределительных подстанций, техническое перевооружение, в том числе с увеличением мощности 77 тяговых подстанций, реконструировано 15 участков контактной сети, установлено 82 устройства компенсации реактивной мощности.

    Значительное внимание Фи­лиал уделяет обновлению основных фондов с учетом их износа, который на начало 2017 года составил 49,2%.

    Для обновления основных фондов сформированы и реализуются инвестиционные программы, в том числе: программа обновления оборудования и устройств хозяйства электроснабжения, программа технологического присоединения заявителей к железнодорожным электросетям, программа обновления устройств электроснабжения, участвующих в передаче электроэнергии, программа внедрения автоматизированной системы коммерческого учета (АИИСКУЭ), а также план капитального ремонта. Общий объем инвестиционных программ Филиала в 2017 году составил 11,5 млрд рублей, капитального ремонта – 4,09 млрд рублей.

    Реализация инвестиционных проектов Трансэнерго направлена на восстановление основных фондов, усиление устройств электроснабжения для обеспечения пропуска тяжеловесных поездов и сокращения интервалов движения, модернизацию контактной сети для повышения скорости на основных направлениях движения пассажирских поездов, обеспечение безопасности движения, исполнение требований законодательства и предписаний надзорных органов.

    Для выполнения постоянно ужесточающихся требований законодательства в части технологического присоединения заявителей в 2017 году впервые в компании электросетевому комплексу выделены средства в потребном объеме – более 900 млн рублей.

    Первоочередной задачей данного направления деятельности является обеспечение возможности технологического присоединения устройств заявителей с максимальной мощностью до 150 кВт включительно в срок, не превышающий 90 дней от момента принятия заявки от потенциального абонента до оформления факта технологического присоединения согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 г. № 147р.

    В рамках плана научно-технического развития ОАО «РЖД» Филиал принимает участие в разработке проекта программы электрификации участков сети железных дорог на период до 2050 года с расчетами экономической эффективности при переводе ряда направлений сети железных дорог на электрическую тягу, включая возможность перехода железнодорожных участков, электрифицированных на постоянном токе, на системы энергоснабжения переменного тока. Работа будет выполнена на основе прогноза объемов грузовых и пассажирских перевозок на периоды 2025, 2030, 2040, 2050 гг.

    В 2017 году Филиалом проведена большая работа по формированию и защите долгосрочной инвестиционной программы на период 2018–2025 гг.

    Учитывая значительный износ основных фондов, требования законодательства в части электросетевой деятельности, необходимость продолжения и активизации работы по снятию инфраструктурных ограничений, подготовлены и защищены на Экспертном совете ОАО «РЖД» по инвестиционным проектам инвестиционные заявки для реализации программ поэтапной замены опор контактной сети, программы снижения технологических потерь в электрических сетях, участвующих в передаче электроэнергии, повышения надежности внешнего энергоснабжения, приведения освещения железнодорожных станций к требованиям ГОСТ, повышения надежности оборудования тяговых подстанций ОАО «РЖД».

    Объем долгосрочной программы составляет 260,3 млрд рублей, экономический эффект в целом как по перевозочной, так и сетевой деятельности оценивается в сумме более 90 млрд рублей.

    Долгосрочная программа развития хозяйства Трансэнерго представлена в разрезе следующих инвестиционных проектов:

    – технологическое присоединение сторонних потребителей к электрическим сетям;

    – обновление устройств электроснабжения, участвующих в передаче электроэнергии;

    – внедрение автоматизированной системы коммерческого учета (АСКУЭ);

    – обновление оборудования распределительных устройств 110–220 кВ тяговых подстанций;

    – обновление оборудования, устройств контактной сети и электроснабжения, транспортных средств;

    – обновление основных фондов Трансэнерго;

    – повышение безопасности движения/Технология и производственная среда;

    – обеспечение условий охраны труда;

    – Программа приведения освещения железнодорожных станций к требованиям ГОСТ;

    – Программа поэтапной замены дефектных опор контактной сети.

    За счет каких инноваций и новых технологий будет достигаться экономический эффект от реализации инвестиционных проектов?

    При реконструкции контактной сети:

    – за счет применения опор (металлические оцинкованные) повышенной надежности и коррозионной стойкости раздельного типа, что позволяет на участках постоянного тока исключить электрокоррозию, сократить затраты на диагностику и замену опор по дефектности;

    – за счет применения низколегированных и бронзовых проводов для участков скоростного и высокоскоростного движения, что позволяет увеличить термическую стойкость контактных проводов, а также значительно увеличить их ресурс на участках постоянного тока из-за большей по сравнению с медными проводами износостойкости;

    – за счет применения горячего цинкования поддерживающих и фиксирующих стальных конструкций, обеспечивающего снижение эксплуатационных расходов в 2-2,5 раза при исключении необходимости выполнения значительного объема трудоемких сезонных работ по их покраске с периодичностью один раз в 6 лет;

    – за счет применения стержневых фарфоровых и полимерных изоляторов контактной сети, повышенной механической и электрической прочности, что позволяет сократить расходы на их диагностику и замену.

    При реконструкции тяговых подстанций:

    – экономическая эффективность основана на применении нового вакуумного и элегазового электрооборудования тяговых подстанций на классы напряжений 10, 25, 35, 110 и 220 кВ, что позволяет сократить расходы на обслуживание и электроэнергию;

    – применение преобразователей с 12-пульсовой схемой выпрямления, что позволяет сократить потери в контактной сети и повысить пропускные способности;

    – применение сухих трансформаторов, обладающих высокой перегрузочной способностью, имеющих малые габариты и вес, пожаро- взрывобезопасное исполнение, увеличенный срок службы;

    – применение вакуумных и элегазовых коммутационных аппаратов, в том числе с пружинными приводами, а также микроэлектронных или микропроцессорных систем защиты, автоматики и управления, позволяет значительно сократить емкость аккумуляторных батарей, занимаемую ими площадь и затраты на обслуживание и ремонт.

    При организации диагностики устройств электроснабжения внедрение современных систем телемеханики позволяет на их основе выполнять диагностику часто повреждаемого коммутационного и выпрямительного оборудования путем отслеживания состояния в режиме реального времени, извлекать из электронного архива параметры событий штатных и аварийных ситуаций. Применение такой диагностики дает возможность отказаться от постоянного дежурного персонала на тяговых подстанциях и перейти на обслуживание оборудования «по состоянию».

    Для совершенствования технологии эксплуатации контактной сети применяются новые диагностические средства, обеспечивающие достижение конечной цели – своевременное определение отклонений от нормативов содержания и предотвращение отказов в работе – вагоны лаборатории контактной сети.

    Вагоны-лаборатории оснащены автоматизированными датчико-диагностическими и информационно-вычислительными комплексами, позволяющими выпол­нить диагностику параметров контактной подвески, тепловизионную диагностику узлов контактной сети, ультрафиолетовую диагностику тарельчатых фарфоровых изоляторов, замеры износа контактного провода.

    При организации электроснабжения устройств автоблокировки и нетяговых потребителей применяются современные устройства, позволяющие сократить эксплуатационные расходы на обслуживание:

    – комплектные трансформаторные подстанции с литыми трансформаторами;

    – средства механизации для своевременной расчистки от деревьев и кустарника трасс воздушных линий электроснабжения;

    – высокомачтовые осветительные установки и новые источники света.

    Для эффективного освоения выделенных хозяйству электроснабжения средств в рамках инвестиционной программы обновления и развития, задачей Филиала будет являться системная работа по организации ее реализации, начиная от проектирования и конкурентных процедур до проведения договорной кампании, выполнения и приемки строительно-монтажных работ, ввода объектов в эксплуатацию.

    Отдельно хочу остановиться на проекте программы «Снятие инфраструктурных ограничений».

    По состоянию на 1 января 2017 г. на сети железных дорог имеются участки с ограничениями пропускной способности, обусловленными недостаточной мощностью систем тягового электроснабжения. Выполненными электрическими расчетами определены ограничения по устройствам тягового электроснабжения для пропуска грузовых поездов массой 7100 т с интервалом попутного следования 10 минут на электрифицированных участках общей протяженностью свыше 14 тыс. км.

    На основании полученных данных разработана программа усиления устройств электроснабжения общей стоимостью 165,9 млрд рублей со сроком реализации до 2030 г. Данная программа сбалансирована с инвестиционными программами смежных дирекций и согласована с причастными.

    В рамках первого этапа – в период до 2020 года предлагается обеспечить усиление систем электроснабжения вышеупомянутых участков железных дорог, имеющих дефицит наличной пропускной способности, а также обеспечить реализацию мероприятий, направленных на повышение скорости движения высокоскоростных поездов «Сапсан» на направлении Москва – Санкт-Петербург. Потребный объем инвестиционных затрат составляет 43,3 млрд рублей.

    На втором этапе – в период до 2025 года, учитывая положения Генеральной схемы развития сети железных дорог ОАО «РЖД», развивать устройства тягового электроснабжения участков с предкритическим уровнем использования наличной пропускной способности, где, кроме того, не обеспечивается пропуск грузовых поездов массой 7100 т с интервалом 10 минут. Потребный объем инвестиционных затрат составляет 63,6 млрд рублей.

    Третьим этапом проекта – в период до 2030 года предполагается обеспечить приведение устройств электроснабжения на участках организации тяжеловесного движения в соответствие требованиям корпоративного стан­дарта «Ин­фра­­структура железнодорожного транспорта на участках обращения грузовых поездов повышенного веса и длины. Технические требования». Потребный объем инвестиционных затрат составляет свыше 59 млрд рублей.

    В соответствии с решениями Экспертного совета ОАО «РЖД» по инвестиционным проектам реализация программы «Снятие инфраструктурных ограничений» должна осуществляться в составе комплексных проектов.

    Несколько слов о наших перспективах.

    Распоряжением ОАО «РЖД» от 14.12.2016 № 2537р утверждена Энергетическая стратегия Холдинга «Российские железные дороги» на период до 2020 года и на перспективу до 2030 года (далее – Стратегия).

    Стратегией предусмотрено три варианта развития энергетического комплекса ОАО «РЖД», в том числе:

    – совершенствование существующей системы энергообеспечения с созданием электросетевого филиала ОАО «РЖД»;

    – образование ОАО «Электросетевая компания «РЖД» и передача ей в аренду распределительных электрических сетей ОАО «РЖД»;

    – образование ОАО «Электросетевая компания «РЖД» и передача ей на баланс распределительных электрических сетей ОАО «РЖД».

    В настоящее время электросетевая деятельность в ОАО «РЖД», как было отмечено, осуществляется по первому варианту: электросетевой филиал ОАО «РЖД».

    Во втором и третьем вариантах возникает необходимость принятия соответствующих решений Правительством Российской Феде­рации и изменение действующих нормативных документов, так как в соответствии с федеральным законом «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» от 27.02.2003 № 29-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 №?57 «Об ограниченных в обороте объектах имущества ОАО «РЖД», некоторые виды объектов имущества компании ограничены в обороте и не подлежат передаче в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление и залог.

    Учитывая, что как единый центр компетенций электросетевой деятельности компании Филиал функционирует менее года, а многие осуществляемые «бизнес» и «технологические» процессы необходимо выстроить согласно новым подходам и требованиям, становится очевидным, что все имеющиеся возможности вновь образованная структура далеко не исчерпала. В среднесрочной перспективе будет продолжена работа по совершенствованию и повышению эффективности электросетевой деятельности ОАО «РЖД» на базе Филиала.

    Тем не менее, чтобы представлять пути развития электросетевой деятельности компании в долгосрочной перспективе с оценкой возможных рисков в соответствии с поручением президента ОАО «РЖД» О.В. Белозерова, в настоящее время с привлечением внешних консультантов выполняется разработка финансово-экономической модели функционирования электросетевого комплекса компании.

    Источник: http://www.eav.ru/publ1.php?publid=a01

    ООО «Энергопромсбыт»

    Адрес

    107996, г Москва, Орликов пер., д.5, стр. 1

    Общая информация

    Компания ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» осуществляет поставку электроэнергии для нужд ОАО «РЖД» в Забайкальском крае и Республике Бурятия, по цене ниже, чем у гарантирующего поставщика, обеспечивая при этом экономический эффект для ОАО «РЖД»: так, в 2012 году было поставлено 3,2 млрд. кВт-ч в год, на сумму порядка 7 млрд. руб. Кроме того, ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» планирует развивать дополнительные компетенции в области внедрения и обслуживания систем коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ).

    Одной из основных задач менеджмента ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» является управление генерирующей компанией ОАО «ТГК-14», в которой ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» является основным акционером. ОАО «ТГК-14» осуществляет свою деятельность в регионах, важных для ОАО «РЖД» (сегодня в Забайкальском крае и Республике Бурятия ОАО «РЖД» является основным потребителем электроэнергии, и ее стабильная подача критически важна для нормального функционирования Транссибирской магистрали).

    При этом отмечу, что под руководством наших менеджеров ОАО «ТГК-14» пройден без аварий отопительный сезон 2012 – 2013 г. и успешно выполняется подготовка к зимег.

    ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» реализует проект по созданию объектов генерации на базе газотурбинных и газопоршневых электрогенераторных установок, в результате чего имущественный комплекс ОАО «РЖД» получит новые современные теплоэнергетические комплексы. В качестве площадок для строительства объектов генерации будут использованы территории промышленных отопительных котельных ОАО «РЖД», работающих на природном газе. Для реализации проекта ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» создано дочернее общество ООО «ТрансГазГенерация». Между ОАО «РЖД» и ООО «ТрансГазГенерация» подписан договор энергоснабжения, в рамках которого предусмотрено строительство 42 объектов генерации за счет 100 % заемного финансирования. Планируемая инвестиционная стоимость проекта – 8,3 млрд. руб.

    Итогом инвестиционного проекта по созданию объектов малой генерации для нужд ОАО «РЖД» будет получение экономического эффекта в виде сокращения затрат ОАО «РЖД» на покупку электроэнергии, обеспечение производства тепловой и электрической энергии в энергодефицитных регионах, повышение надежности электроснабжения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, а также улучшение структуры управления энергетическим комплексом ОАО «РЖД».

    В рамках реализации указанного проекта достигнуты договорённости с производителями оборудования и кредитно-финансовыми организациями, подписаны соглашения о совместной проработке и структурированию проекта с НПО Сатурн и General Electric на условиях привлечения 100 % заемного финансирования.

    Кроме проекта по созданию объектов генерации, Общество осуществляет функции по технологическому присоединению сторонних потребителей к электрическим сетям ОАО «РЖД» и энергопринимающих устройств ОАО «РЖД» к объектам электросетевого хозяйства иных сетевых организаций (Распоряжение ОАО «РЖД» от 6 марта 2013 г. № 587р). В рамках исполнения указанного распоряжения был образован филиал Желдорэнерго, выполняющий с 1 марта 2013 г. работу по организации технологического присоединения заявителей к электрическим сетям ОАО «РЖД». Сегодня компания имеет три филиала: Москва, Санкт-Петербург и Новосибирск.

    Вместе с тем, хочу отметить, что возврат инвестиций в технологическое присоединение невозможен без организации в ОАО «РЖД» полноценного электросетевого бизнеса. Сетевые активы принадлежащие ОАО «РЖД» делают его третьей по размеру электросетевой компанией России (масштаб охвата – 78 субъектов РФ). При этом через электросети ОАО «РЖД» только 65% передаваемой энергии используется для нужд РЖД, а 35% — для нужд сторонних потребителей.

    В рамках развития своего электросетевого комплекса ОАО «РЖД» в настоящее время сталкивается с рядом регуляторных и рыночных барьеров, не позволяющих обеспечить его экономическую эффективность. Среди существующих на текущий момент проблем можно выделить две основных:

    — во-первых, отсутствие долгосрочного механизма регулирования тарифов на услуги по передаче электроэнергии, применяемого для крупных сетевых компаний;

    — во-вторых, сдерживание роста тарифа на передачу электроэнергии за счет не полного включения затрат на присоединение потребителей к электрическим сетям ОАО «РЖД», что приводит к ежегодному увеличению дефицита инвестиционного бюджета и недостаточной капитализации, влияющий на надёжность всей железнодорожной инфраструктуры.

    В результате финансирование развития сетевого комплекса ОАО «РЖД», необходимое для сторонних потребителей, происходит частично за счет средств Компании, получаемых от основного вида деятельности.

    Президентом ОАО «РЖД» В.И. Якуниным поставлена задача проработать вопрос по формированию в ОАО «РЖД» полноценной сетевой компании, обеспечивающей оказание услуг по передаче электроэнергии структурным подразделениям ОАО «РЖД» и сторонним потребителям.

    Для выполнения поставленной задачи сформирована рабочая группа, которой поручено сформировать полноценную Концепцию формирования энергосетевого бизнеса в рамках Холдинга РЖД. На текущий момент по итогам обсуждения мы считаем, что наиболее безопасной схемой организации электросетевого бизнеса, с точки зрения сохранения соответствующего имущества в собственности ОАО «РЖД», является аренда дочерним обществом соответствующего имущества ОАО «РЖД», когда даже при намеченной продаже ДЗО, объекты электросетевого хозяйства останутся в собственности ОАО «РЖД».

    При осуществлении этой схемы появится возможность ведения раздельного учёта, и соответственно, выделения затрат на электроэнергетический комплекс из тарифа на перевозки. Это, в свою очередь, при сохранении требуемого для ОАО «РЖД» уровня надёжности поможет:

    — во-первых, избежать ситуации, при которой поддержание и обновление электросетей сторонних потребителей, ведётся за счёт изымания средств, полученных за осуществление перевозочной деятельности;

    — во-вторых, сформировать рыночный механизм финансирования затрат на поддержание и обновление электросетей за счет применения механизмов долгосрочного регулирования;

    — в-третьих, сформирует для ОАО «РЖД» неоспариваемую со стороны регуляторов стоимость услуг на поддержание и обновление электросетей для нужд ОАО «РЖД», которые должны быть включены в тариф на перевозки.

    Еще раз отметим, что формирование сетевой компании должно решить существующие финансовые проблемы без ухудшения управляемости сетевым комплексом и снижения надежности энергоснабжения. Экспертное обсуждение показывает, что формирование сетевой компании на базе дочернего общество позволяет решить существующие финансовые проблемы с собранием все необходимых рычагов контроля над дочерним обществом через корпоративные процедуры.

    Контакты

    Гладышев Андрей Михайлович ,

    ГАБОЕВА Анна Васильевна ,

    Заместители генерального директора; по экономике и финансам

    КОЗЛОВА Надежда Мухамедовна доб. 106

    по региональному развитию

    КАНТЕМИРОВ Михаил Сергеевич доб. 105

    ЛЕОНТЬЕВ Андрей Георгиевич доб.151

    по юридическим вопросам

    ГАФАРОВ Сергей Игоревич доб. 127

    ИВАНКОВА Марина Вячеславовна доб.128

    Заместитель главного бухгалтера

    СОЛОВЬЕВА Ольга Владимировна доб. 152

    Руководитель отдела покупки и реализации электроэнергии

    КУЗНЕЦОВ Николай Леонидович доб. 125

    Руководитель технического отдела

    ЛУБЕНЕЦ Олег Олегович доб. 113

    Отдел по управлению персоналом

    Источник: http://rzd.company/index.php/%D0%9E%D0%9E%D0%9E_%C2%AB%D0%AD%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%81%D0%B1%D1%8B%D1%82%C2%BB

    РЖД создает энергетическую компанию и поборется за повышение тарифов

    «РЖД становится железнодорожным «Газпромом», — негодовал глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев в июле этого года. Компания «остается типично советской монополией, в своих абсолютно советских проявлениях», – не скупился на эпитеты чиновник. Сравнение объяснимое: как и у «Газпрома», у РЖД тысячи непрофильных активов, которые имеют весьма относительное отношение к железным дорогам: от кафе и спортивных клубов до девелопмента.

    Аппетиты РЖД этим не ограничиваются. Forbes узнал о планах монополии выйти на еще один рынок – оказания услуг по передаче электроэнергии. В распоряжении издания оказались план-график Концепции формирования и развития электросетевого бизнеса РЖД и техзадание разработки, подписанное начальником Управления электрификации и электроснабжения Центральной дирекции инфраструктуры РЖД Виктором Лосевым 29 июля. Монополия планирует до конца октября получить концепцию формирования электросетевого бизнеса в рамках холдинга РЖД, в то же время отразив «принципиальную необходимость» создания такой «дочки» и подготовив, при необходимости, проекты изменений в нормативные документы.

    «Вопрос о целесообразности формирования электросетевого бизнеса находится в стадии обсуждения, данная возможность всесторонне изучается и оценивается», – подтвердил представитель РЖД, но подчеркнул, что говорить об этом как об уже свершившемся факте преждевременно. Президент РЖД Владимир Якунин заявил Forbes, что компания задумалась над развитием сетевых активов «не от хорошей жизни»: «все дорожает, и, как ни странно, энергетика тоже».

    Вообще транспортировкой основного объема электроэнергии по сетям в России исторически занимаются две компании: холдинг «Российские сети», под чьей ответственностью – сети низкого напряжения, и Федеральная сетевая компания (ФСК), обслуживающая магистральные линии электропередачи. Но РЖД отвоевала себе сетевые активы разных уровней напряжения еще во времена РАО ЕЭС. И сейчас это, по сути, единственная компания федерального уровня, владеющая собственными электрическими сетями, говорит заместитель генерального директора «Российского энергетического агентства» Игорь Кожуховский.

    В годах, на заре формирования структуры энергетики России в современном виде, РЖД проводила и собственную реформу. Когда встал вопрос о передаче всех электросетей, в том числе железнодорожных, в специально созданную Единую национальную электрическую сеть под управление ФСК, транспортная монополия запротестовала.

    Направления реформ «двух основополагающих отраслей экономики – железнодорожного транспорта и электроэнергетики» «не всегда совпадают, что влечет за собой конфликт интересов» РЖД и компаний РАО «ЕЭС России», жаловался в письме на имя президента страны Владимира Путина Владимир Якунин в мае 2006 года (есть у Forbes). Якунин настаивал, что передача электросетей железной дороги в управление ФСК, предусмотренная реформой энергетики, нарушит производственную деятельность компании и поставит под угрозу безопасность перевозок «как в мирное время, так и в особый период при обеспечении плана развертывания Вооруженных сил РФ».

    Путин встал на сторону Якунина. «Зачем разрушать единый комплекс РАО РЖД? Пр. рассмотреть и включить Ваше мнение», — написал он Михаилу Фрадкову (тогда премьер-министру) 18 мая 2006 года поверх письма главы РЖД. Меньше чем через неделю Якунин хвастался «Коммерсанту», что монополия согласовала вопрос о полном сохранении в ее собственности всего энергетического хозяйства с Фрадковым. «Мы встретили абсолютное понимание со стороны главы правительства,— рассказал Якунин.— Однако хотели расставить все точки над i на самом высшем уровне. Поэтому 18 мая я обсудил этот вопрос с Владимиром Путиным. Президент России нас поддержал. Более того, его удивил сам факт обсуждения выделения электросетей из ОАО РЖД».

    Так из базового правила реформы электроэнергетики было сделано существенное исключение, а РЖД осталось владельцем огромного энергетического хозяйства. Хозяйством управляет множество структурных подразделений: дистанции электроснабжения, которые в свою очередь входят в структуру региональных дирекций инфраструктуры. Ответственность за все железнодорожные сети в целом на компании «Трансэнерго», не выделенной в отдельную организацию (это филиал РЖД), а потому масштаб электросетевых активов РЖД скрыт от взгляда обывателей.

    Но если присмотреться, внутри РЖД «зашит» сетевой гибрид: он сравним с монополистом — ФСК по географии деятельности и с крупнейшими «дочками» «Россетей» по производственным показателям. У РЖД сейчас большекм линий электропередачи – через них, по разным оценкам, прокачивается около 10% всей электроэнергии России, это больше 80 млрд кВт*ч/год, говорит и. о. первого заместителя директора «Трансэнерго» Сергей Шимко (для сравнения: у одной из крупнейших распределительных компаний, МОЭСК, большекм). У РЖД около 1500 подстанций высокого напряжения и большераспределительных подстанций, – у МОЭСК свыше 600 центров питания. «Такое государство внутри государства», – говорит Кожуховский.

    Но что еще более важно – РЖД, кроме собственных нужд, обслуживаетпотребителей (юридических и физических лиц). На них приходится более 10% всего объема электроэнергии, что передается по железнодорожным сетям, говорит Шимко. Они «размазаны» по стране: ведь РЖД присутствует во всех регионах России.

    Однако получать прибыль со своего сетевого хозяйства у РЖД долго не получалось. Электросети требовали больших затрат на содержание, а с тарифами на передачу энергии транспортной монополии не везло. «В конечные тарифы на свет по всей России включено порядка 12 млрд рублей от РЖД – в зависимости от региона это не более 10% от электросетевой составляющей, —говорит консультант компании Branan Владимир Еремин. – А в заявках РЖД всегда фигурируют суммы в 1,5-2 раза больше».

    Защищать тарифы железнодорожникам нужно в региональных энергокомиссиях, вместе с обыкновенными сетевыми организациями. Но в РЖД не закончено внутреннее разделение видов деятельности, и доказать регулятором затраты на передачу энергии всегда крайне сложно, объясняет Шимко. По словам источника в монополии, РЖД удается доказать не более чем на 50-80% затрат на передачу энергии, остальные деньги компенсируются за счет эксплуатационных расходов. Шимко, ссылаясь на данные Желдорконтроля (внутренний аудитор РЖД), говорит, что удовлетворены менее половины тарифных дел.

    Не говоря уже о том, что тариф дается только на ту энергию, что передается сторонним потребителям, а не используется для движения поездов, соотношение собственного потребления и транзита у РЖД везде разное. Издержки электрических сетей РЖД всегда были недостаточно прозрачны для государства, говорит Кожуховский: отдельного юридического лица нет — вся деятельность консолидируется на едином балансе РЖД.

    Теперь РЖД хочет сыграть по-крупному и изучает возможности выхода на рынок электросетевой деятельности как самостоятельный игрок. Если это случится, получится компания вторая после «Россетей», предупреждает Кожуховский. «Есть мнение, что мы можем стать одной из крупнейших электросетевых компаний», – согласен Шимко.

    Цель создания такой компании – заработать еще больше денег: выступая отдельной компанией, проще доказывать потребность в более высоких тарифах, поясняют два источника, близких к РЖД. Для создания «полноценной электросетевой компании» монополии нужно разработать тарифную модель и сформировать бизнес-план реструктуризации и самостоятельного развития сетевого комплекса, следует из документов, находящихся у Forbes.

    Варианта два: или повышение тарифов, или перераспределение денег потребителей между участниками цепочки производства энергии, говорит Кожуховский. Это же следует из документов РЖД: «на основании расчетов тарифной модели должны быть разработаны (…) рекомендации по возможным механизмам увеличения доли электросетевой компании ОАО «РЖД» в региональном тарифном котле». «Будет скандал: ни энергетики, ни потребители не захотят делиться своей долей или тратить больше», – опасается председатель правления некоммерческого партнерства территориальных сетевых организаций Александр Хуружди.

    Представитель «Россетей» не стал комментировать планы РЖД. Представители Минтранса и Минэнерго не смогли предоставить комментарии на запрос Forbes. Чиновник в правительстве считает, что логичнее всего было бы передать сети РЖД в обслуживание ФСК.

    А в успешности создания собственного бизнеса пока сомневаются даже внутри монополии. Обслуживать сетевую компанию, обладающую хозяйством по всей стране, будет сложно и экономически невыгодно, уверен источник, близкий к РЖД: сейчас этим занимаются сотрудники, обслуживающие контактную сеть, а для отдельного бизнеса нужно нанимать новый персонал. Электросетевой бизнес транспортной монополии вряд ли может быть эффективен: абонент, который мог подключаться к обычным, не железнодорожным сетям, никогда не колебался: у железной дороги большая проблема с качеством подачи электроэнергии: регулярные скачки напряжения и так далее, объясняет собеседник Forbes. «В этой части конкуренции быть не может, при этом удельные затраты сетевой компании РЖД на деятельность наверняка будут выше, чем у «дочек» «Россетей», для которых передача энергии – профильная деятельность, а единый технологический процесс уже отстроен».

    В итоге нового «монстра» может поглотить уже существующий – «Россети», опасается источник в монополии: правительство сейчас активно реализует программу по консолидации неэффективных сетевых организаций, а в большинстве регионов «дочка» РЖД с высокой вероятностью будет именно такой.

    «Возможно, мы не будем идти по пути создания самостоятельной головной компании, – рассуждает сам Якунин, – действительно, да и зачем, это же не только получение денег, это же еще и огромные инвестиции».

    Источник: http://www.forbes.ru/kompanii/infrastruktura/rzhd-sozdaet-energeticheskuyu-kompaniyu-i-poboretsya-za-povyshenie-ta

    Энергетика стальных магистралей

    Модернизация энергетического комплекса ОАО «РЖД» вызвана необходимостью усиления Восточного полигона

    – Валентин Михайлович, что собой представляет энергетический комплекс ОАО «РЖД» и какие задачи перед ним стоят? – Это мощная структура, в которую вошли три филиала: «Трансэнерго», Центральная дирекция по тепловодоснабжению и Дирекция по капитальному ремонту и реконструкции объектов электроснабжения и электрификации железных дорог. Плюс дочернее общество ОАО «РЖД» – ООО «Энергопромсбыт». Основным является электросетевой филиал «Трансэнерго», к которому с конца прошлого года присоединилось хозяйство электрификации и электроснабжения Центральной дирекции инфраструктуры, – он обеспечивает более 85% всех перевозок по сети на основе электрифицированной тяги, а также оказывает услуги по передаче электроэнергии. Стоимость основных фондов «Трансэнерго» составляет более 420 млрд руб. Главной задачей для энергетического комплекса компании является обеспечение бесперебойного перевозочного процесса на сети. И вторая важная задача, которая перед нами стоит, – передача электроэнергии сторонним потребителям: 41,5% электроэнергии, которая проходит через наши устройства, мы сегодня передаём внешним потребителям. Особенно актуально это для отдалённых регионов: Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера, поскольку мы в тех краях зачастую единственные, кто может передать потребителям электроэнергию. И точно так же обстоят дела с тепловодоснабжением: мы обеспечиваем теплом и водой города и посёлки, расположенные вблизи железнодорожных магистралей, в том числе в отдалённых районах.

    – Как проходит реформирование энергетического комплекса ОАО «РЖД»? – Первый этап реформирования мы уже прошли. Он был связан с новым витком реформирования электроэнергетической отрасли в нашей стране на основе принятой Правительством России в 2013 году стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации. Дело в том, что вся электросетевая деятельность ОАО «РЖД», которую до этого вели различные по своему целевому предназначению структурные подразделения компании, требовала организации единого центра ответственности по координации и планированию этой деятельности, повышению её эффективности. Для решения этих масштабных задач и в соответствии с поручением президента ОАО «РЖД» Олега Белозёрова от 28 января 2016 года № ПП-11 структура хозяйства электрификации и электроснабжения была реорганизована с передачей функций и соответствующих активов в «Трансэнерго» – филиал ОАО «РЖД», который осуществляет свою деятельность в новом качестве с 1 октября 2016 года. Этот филиал организует работу технических средств и объектов электроэнергетической инфраструктуры железнодорожного транспорта для обеспечения перевозок, удовлетворяет потребности ОАО «РЖД» в электрической энергии, ведёт договорную работу с поставщиками и потребителями электрической энергии, производит технологическое присоединение сторонних потребителей к электрическим сетям компании и сетей ОАО «РЖД» к смежным сетевым организациям, а также осуществляет текущее содержание объектов электроэнергетической инфраструктуры компании. В 2016 году утверждена энергетическая стратегия холдинга «Российские железные дороги», где предусмотрены различные варианты совершенствования существующей системы энергообеспечения. В настоящее время осуществляется разработка новой финансово-экономической модели электросетевого комплекса компании.

    – С реформированием энергетического комплекса связан ещё и целый узел нормативно-правовых вопросов, как с ними быть? – Услуга по передаче электроэнергии для сторонних потребителей не является профильной для ОАО «РЖД». Это в конечном итоге и привело к ряду проблем в электроэнергетическом комплексе компании: несоблюдению в полной мере требований законодательства в части раздельного учёта по электросетевой деятельности и технологическому присоединению потребителей к электросетям и, как следствие, к неполному обеспечению потребностей в финансировании реконструкции и развития электросетей ОАО «РЖД». Но эти вопросы решаемы. И первым шагом на этом пути, повторюсь, стало создание филиала «Трансэнерго». Нам сейчас необходимо отработать с региональными комиссиями вопросы выполнения нами инвестиционных программ и освоения выделяемых средств. Что касается правового клубка проблем, это задача нашего управленческого учёта, поскольку в законодательстве детально расписано, как и что должно быть. Мы же должны показать региональным энергетическим комиссиям, какой объём электроэнергии идёт на тягу и прочие нужды внутри холдинга, а какой – на передачу электроэнергии по сети и на сторонних потребителей. При рассмотрении возможных вариантов реформирования энергетического комплекса компании в ряде случаев возникает необходимость принятия соответствующих решений на уровне Правительства Российской Федерации и изменения действующих нормативных документов, так как в соответствии с постановлением «Об ограниченных в обороте объектах имущества ОАО «РЖД» такие объекты компании, как линии электроснабжения, тяговые и трансформаторные подстанции, линейные устройства, ограничены в обороте и не подлежат передаче в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление и тем более под залог.

    – А как обстоят дела с модернизацией и обновлением основных производственных фондов? – Износ основных фондов энергетического комплекса компании на начало 2017 года составил 49,2%. Поэтому мы приступили к разработке и утверждению ряда инвестиционных программ. Две программы уже утверждены и реализуются – это «Обновление устройств электроснабжения, участвующих в передаче электроэнергии» и программа по технологическому присоединению заявителей к электрическим сетям ОАО «РЖД». На очереди программы реконструкции опорного хозяйства, снижения технологических потерь, освещения станций, повышения надёжности внешнего электроснабжения, повышения надёжности оборудования 110–220 кВ тяговых подстанций. До конца года все эти программы должны быть рассмотрены и утверждены. А после этого можно будет приступать к проектированию. Отдельно хочу остановиться на проекте программы снятия инфраструктурных ограничений. На сети железных дорог на наиболее грузонапряжённых направлениях есть ряд участков, где присутствуют так называемые лимитирующие зоны по хозяйству электроснабжения, которые не позволяют обеспечить требуемую пропускную способность. Это сложилось во многом исторически, так как система электроснабжения компании, аналогов которой, к слову, нет в мире, была построена при масштабной электрификации железных дорог в 60–80-е годы прошлого столетия и была рассчитана для обеспечения движения поездов весом 4,5 тыс. тонн с интервалом 15–20 минут. Однако сегодня требования как по массе поезда, так и по интервалам их следования значительно возросли. В связи с этим специалистами «Трансэнерго» посредством технических расчётов были определены ограничения по устройствам тягового электроснабжения для пропуска грузовых поездов массой до 7100 тонн с интервалом попутного следования 10 минут на электрифицированных участках общей протяжённостью свыше 14 тыс. км. Окончательное же решение по объёмам, этапам модернизации и участкам железных дорог, требующим усиления, будет приниматься с учётом предложений хозяйств, обеспечивающих перевозки. Хочу также отметить, что сегодня в ОАО «РЖД» проводится работа по подготовке масштабной программы электрификации железных дорог до 2050 года, в которой активно участвует «Трансэнерго». По заданию руководства компании в «Трансэнерго» определены предварительные параметры системы электроснабжения тяги поездов при электрификации участка восточной части Байкало-Амурской магистрали Таксимо – Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань и прилегающих направлений, обеспечивающих связь с Транссибом.

    – Валентин Михайлович, расскажите, как осуществляется взаимодействие электросетевого комплекса с ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» при реализации таких комплексных инфраструктурных проектов ОАО «РЖД», как проект развития Восточного полигона? – Мы сейчас тесно работаем с ПАО «ФСК ЕЭС» при реализации всех без исключения комплексных проектов компании. Так, на Восточном полигоне для обеспечения перспективных нагрузок ОАО «РЖД» ПАО «ФСК ЕЭС» был сформирован инвестиционный проект, включающий строительство и реконструкцию 21 электросетевого объекта, который был синхронизирован по этапам и срокам реализации с соответствующим проектом ОАО «РЖД». Это позволит уже к 2020 году усилить внешнее электроснабжение объектов ОАО «РЖД» в зонах Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей.

    – Система снабжения предприятий и структурных подразделений компании тепловой энергией также нуждается в совершенствовании и развитии? – Да, это отдельный большой комплекс: по всей сети у нас имеются тепловые котельные, многие из которых также требуют модернизации. Поэтому сейчас существуют программы как по реконструкции всего этого хозяйства, так и по передаче части его объектов на баланс местных властей. Один из примеров – передача муниципальным властям котельной в Тынде. Задача в этом плане стоит так: там, где вообще нет своих источников тепла, а население в основном занято на железнодорожном транспорте, мы по-прежнему будем заниматься теплоснабжением населённых пунктов. А там, где железнодорожная инфраструктура потребляет меньше 50% тепловой энергии, мы должны отказываться от содержания котельных и передавать их в муниципальную собственность, как того требует законодательство. Цель при этом одна – максимально оптимизировать наши затраты. Взять ту же тындинскую котельную – мы от неё сегодня потребляем лишь около 30% вырабатываемой тепловой энергии, а остальные 70% приходится на население, промышленные предприятия и объекты городского хозяйства.

    – Здесь, наверное, не на последнем месте и вопрос с неплатежами населения и других потребителей за использованную тепло- и электроэнергию? – Задолженность за потреблённую тепло- и электроэнергию – это наша вечная проблема. По данным Росстата, в целом по России на 31 декабря 2016 года просроченная задолженность организаций за оказанные услуги по передаче электрической энергии остаётся на довольно высоком уровне – 56,8 млрд руб. Эта проблема существует и во взаиморасчётах потребителей с ОАО «РЖД»: просроченная дебиторская задолженность на 31 декабря 2016 года составила 219,2 млн руб. При этом отключение от сети должников по электроэнергии, а тем более по теплу, как вы понимаете, является немалой проблемой. Нельзя сказать, что вопрос этот не решается вообще. Но это очень долго, затратно и проблематично для нас: самый меньший срок по возмещению задолженностей – 10 месяцев, а бывает и так, что процесс растягивается на годы. Это отражается и на финансовом состоянии компании в целом. В «Трансэнерго» и Центральной дирекции по тепловодоснабжению организована системная работа по мониторингу исполнения контрагентами договорных обязательств, а также осуществлению комплекса мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, направленных на взыскание задолженностей.

    – Скажите, а на государственном уровне эта проблема поднимается, о ней знают? – Конечно, знают. Периодически по этому вопросу проводятся совещания на самом высоком уровне, особенно в преддверии подготовки к зиме. Так, буквально месяц назад все эти вопросы в очередной раз поднимались на селекторном совещании в правительстве, посвящённом задолженностям населения по ЖКХ. Но тем не менее ситуация в этой сфере остаётся достаточно сложной. Возьмите любой регион – везде есть свои проблемы, и их достаточно много, в том числе с дефицитом бюджетов. Хотя вопросы теплоэнергоснабжения везде в приоритете.

    – А какие регионы в этом плане наиболее проблемные? – Можно сказать, весь Дальний Восток. Крайне негативная ситуация сложилась в Карелии и Бурятии. Хотя и в центральных регионах есть свои нюансы: они в первую очередь связаны с поставками тепла воинским частям с сопутствующими структурами, муниципалитетам, бюджетным организациям, объектам социального назначения. И несмотря на то что по закону всё это должно быть изначально заложено в бюджетах, на сегодняшний день почему-то не всегда так получается.

    – Имеются ли, на ваш взгляд, в компании резервы для сбережения энергоресурсов? – Отмечу, что в апреле разработаны и утверждены мероприятия по снижению затрат на электроэнергию и повышению доходов с учётом величины планируемой экономии электроэнергии в структурных подразделениях «Трансэнерго». Они включают в себя меры, направленные на экономию топливно-энергетических ресурсов, в том числе изменение схемы электроснабжения и режимов работы тяговых подстанций, замену выпрямительных агрегатов на тяговых подстанциях с 6-пульсовой на выпрямительные агрегаты с 12-пульсовой схемой выпрямления, замену ламп наружного освещения на светодиодные и т.д. Реализация этих мероприятий, по предварительной оценке, позволит осуществить экономию электроэнергии на тягу поездов в 2017 году в объёме более 30 млн кВт·ч. А что касается компании в целом, считаю, что каждый отдельный филиал должен заниматься вопросами энергосбережения самостоятельно. Но мы, как организация, которая осуществляет снабжение электроэнергией ОАО «РЖД», конечно же, со своей стороны должны всё это держать под контролем: где допускается перерасход электроэнергии и какие ещё в этой сфере имеются узкие места. Поэтому считаю, что все программы по энергосбережению, которые ныне действуют в компании, чрезвычайно важны. И все они объединены в общей Программе энергосбережения – она ежегодно обновляется, уточняется и доводится до всех филиалов.

    – Скажите, а помогает ли в энергосбережении система автоматического контроля и учёта электроэнергии (АСКУЭ)? – Конечно, установка счётчиков АСКУЭ даёт колоссальный эффект по энергосбережению. По высокой стороне, то есть касательно внешних потребителей, основная масса счётчиков у нас уже внедрена. Кроме того, сейчас занимаемся оснащением измерительными комплексами точек поставки электроэнергии по границам балансовой принадлежности сетей низкого напряжения 0,4 кВ. Общий экономический эффект от внедрения АСКУЭ за период с 2018 по 2025 год по плану должен составить не менее 3,8 млрд руб.

    – Валентин Михайлович, а что вы думаете о возможном использовании в компании возобновляемых источников электроэнергии, насколько это направление перспективно для ОАО «РЖД»? – Все эти проекты должны рассматриваться экспертами и, если они нам выгодны, использоваться. Сейчас уже появились и новые, теплосберегающие материалы для строительства зданий, и совершенно другие источники энергии, такие как солнечные батареи, например. И конечно, всё это может использоваться при проектировании и строительстве производственных зданий и тех же вокзалов. Всё это, безусловно, нужно брать на вооружение. К слову, Дирекция железнодорожных вокзалов уже взяла эти проекты на проработку и начинает ими вплотную заниматься. Опыт показывает, что для стационарных потребителей небольшой мощности, таких как отдельные производственные или пассажирские здания, платформы небольших станций, возобновляемые источники электроэнергии вполне могут конкурировать с электроснабжением от внешних сетей. Но хочу подчеркнуть, что для обеспечения потребностей тяги должны использоваться только надёжные и проверенные источники электроэнергии. Ведь надёжное обеспечение перевозочного процесса, повторюсь, – это наша основная задача.

    – Насколько эффективно сегодня взаимодействие с производителями и поставщиками электроэнергии? Даёт ли компании какие-либо преференции то, что ОАО «РЖД» является одним из крупнейших потребителей электроэнергии в стране? – Основным поставщиком электроэнергии для ОАО «РЖД» сегодня является компания «Русэнергосбыт», которая поставляет более 80% потребляемой в холдинге электроэнергии. Считаю, что мы покупаем электроэнергию выгодно по сравнению с другими компаниями и предприятиями: цена одного киловатта на сегодня для ОАО «РЖД» в среднем составляет 3,15 руб. (средняя цена за 6 месяцев 2017 года), тогда как средний тариф на рынке уже достигает 5 руб. за киловатт электроэнергии. Это стало возможным благодаря тому, что «Русэнергосбыт» закупает для нас электроэнергию на оптовом рынке по гибким тарифам. Наша задача – и далее максимально оптимизировать закупки электроэнергии. И каждый год мы этот процесс совершенствуем, используя те изменения, которые появляются в законодательстве.

    – Энергетическая стратегия ОАО «РЖД» тесно связана с энергетической стратегией государства в целом. Скажите, а нужны ли какие-то дополнительные законодательные акты, чтобы придать ускорение их реализации? – Считаю, что в первую очередь нужно усовершенствовать систему расчётов за поставленные топливно-энергетические ресурсы. Мы, как покупатели электроэнергии, чётко выполняем свои обязательства: сколько потребили, за столько и рассчитались, без всяких проволочек. Но в части взаимоотношений со своими потребителями, как по электроэнергии, так и по теплу, мы как поставщики имеем на сегодня ощутимые проблемы в виде долгов. И взыскание их забирает у нас очень много сил и средств. Поэтому пока мы не решим проблему погашения долгов перед компанией за потреблённую тепло- и электроэнергию, дальше поступательно двигаться не сможем. А это всё вопрос нормативно-правового регулирования. На сегодня все необходимые законы приняты, но при этом нужно грамотно пользоваться ими, подтягивать к их требованиям всю систему нашей деятельности. В том числе уже в ближайшем будущем, полагаю, мы должны будем сами участвовать в процессе закупки электроэнергии на оптовом рынке.

    – Что, на ваш взгляд, может придать дополнительный импульс развитию железнодорожной энергетики? – Думаю, что новый виток в совершенствовании энергетического комплекса компании будет непосредственно связан с развитием в нашей стране высокоскоростного движения. Ведь проекты строительства новых высокоскоростных магистралей обязательно включают в себя и проекты по их электрификации. И в них будут задействованы уже совершенно новые подходы и требования. А это разработка и применение современного оборудования и новых технологий. В этом и видится перспектива для дальнейшего развития энергетического комплекса ОАО «РЖД».

    Источник: http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=