Этапы создания кадастра

История развития кадастра в России


Бесплатная юридическая консультация:

Кадастр (фр. cadastre) — список, реестр чего-либо или кого-ли­бо, например, землепользователей, подлежащих налогообложе­нию. Само это слово происходит от средневекового лат.

Оглавление:

catastrum, т. е. capitastrum (от caput — голова), которое означало регистр душ, подлежавших поголовной подати.

Исторически корни возникновения кадастра и кадастровых работ, связанных с указанием границ земельных участков и их пло­щадей, проводимых с целью учета земель, уходят во времена Древ­него Египта (3000 г. до н. э.). Термин «кадастр» происходит со вре­мен римского правителя Августа (27 г. до н. э.)г когда была утверж­дена единица учета сбора дани за землю «caputigum», и введена перепись населения «caputigumregistrum». Со временем эти слова слились в одно — «capitastrum» и впоследствии в слово «catastrum».

В Средние века содержание кадастровых съемок и основные прин­ципы ведения кадастра практически не изменились — съемка зе­мель оставалась чисто линейной и проводилась с помощью веревки и жезла, слабо использовались геометрические знания и вычисле­ния. Начиная с 1718 г., по образцу римского кадастра, Джованни Джакомо Мариони разработал первый кадастр на основе соблю­дения научных методов с определением границ участков методом триангуляции и полигонометрических сетей. Этот кадастр содер­жал в качестве документов ситуационные карты всех сельских об­щин, выполненные с использованием мензулы в масштабе 1:2000.

На картах отображали участки (парцеллы) отдельных общинных владений, типы грунтов, чистую прибыль, которая являлась осно­вой для обложения налогом. Благодаря своему качеству и точности этот кадастр, называемый миланским, был введен в действие 1 ян­варя 1760 г. и служил образцом для разработки в XIX в. кадастров Франции, Бельгии, Австрии, Голландии и Швейцарии.


Бесплатная юридическая консультация:

Первые сведения о кадастре в России относятся к X в. и свя­заны со сбором поземельного налога и оценкой земель. Карто­графический материал земельного кадастра России содержался в описаниях земель, собранных в писцовых, смотренных, дозор­ных и межевых книгах, и составлялся по результатам натурных и землемерных работ. Землемерные работы заключались в измере­нии длин граничных линий «мерной вервью», которые разделяли землю по угодьям и различались по «добротности» на «добрую», «среднюю» и «худую». В середине XVIII в. работы по межеванию расширили с целью защиты прав землевладельцев. В 1765 г. была утверждена Комиссия о государственном межевании земель. Ос­новные работы по межеванию земель Российской империи были завершены в начале XIX в. В России составляли документы учета и описи не только сельскохозяйственных земель и лесного фонда, но и городских дворов. Документы описи и перечня дворов содержали информацию о территории двора с перечнем построек и размером налога в рублях, а также имя владельца. Во многих городах прово­дили оценку недвижимого имущества и его опись с составлением схем и планов земельных участков. В первые годы после револю­ции 1917 г., согласно «Положению о земельных распорядках в горо­дах все», без исключения земли и водные пространства в пределах городской черты независимо от пользователя подлежали земель­ной регистрации. При регистрации проводили опись земельного участка с отображением характеристик строения и сооружения (в настоящее время государственный кадастр недвижимости), со­ставляли экспликацию участка по видам угодий.

В развитии государственного земельного кадастра (ныне госу­дарственный кадастр недвижимости) существуют следующие пе­риоды, связанные с важными для российского государства событи­ями:

1489 — 1511 гг. (собирание русских земель и раздача земель слу­жилым людям при Иване III);

1565— 1572 гг. (опричнина при Иване IV);

1598— 1613 гг. (смутное время);


Бесплатная юридическая консультация:

1619 — 1645 гг. (приведение в порядок земельных дел Михаилом Федоровичем Романовым);

1649— 1676 гг. (наделение служилого сословия поместными ок­ладами при Алексее Михайловиче Романове);

1715— 1725 гг. (реформы Петра I);

1754 г. (наведение порядка в землеустройстве при Елизавете Петровне с последующим предоставлением земель дворянству при Екатерине II);

1768— 1774 гг. (расширение Российской империи в результате русско-турецких войн и освоение новых земель);


Бесплатная юридическая консультация:

1861 г. (отмена крепостного права);

1906— 1913 гг. (столыпинская аграрная реформа);

1930—1954 гг. (завершение строительства СССР, начало в Б 1930-е гг., построение государства с развитой административной системой, сплошная коллективизация и индустриализация, а затем освоение целинных земель во второй половине 1950-х гг.);

1985— 1991 гг. (перестройка, распад СССР, постепенная либера­лизация земельных отношений в конце 1980-х — начале 1990-х гг.).

К началу XX в. в России сложилась система учета недвижимо­сти с государственной гарантией прав собственности на нее. После революции, прошла коллективизация, и частных собственников на землю практически «стерли» из российского законодательства. Остались государственная и колхозно-кооперативная собствен­ность. Границы участков были установлены, по сути, формально.


Бесплатная юридическая консультация:

Учет и оценка недвижимости начали развиваться в двух на­правлениях. Одно — по линии БТИ (бюро технической инвентари­зации). БТИ учитывали, в основном, технические характеристики зданий и сооружений. Второе направление осуществлялось минис­терством сельского хозяйства. Оно касалось непосредственно зем­ли, в основном сельскохозяйственных угодий. В то время не зани­мались учетом земель, зданий и сооружений, соответственно, не существовало государственного реестра прав. Право частной соб­ственности на землю и иную недвижимость не регистрировалось.

Только в 1998 г. было принято решение о создании единого го­сударственного реестра прав. Так вступил закон о государственной регистрации прав на недвижимость.

В 1985 г. международная группа экспертов по кадастру и зе­мельной информации дала обобщенное определение кадастра: «Кадастр — это методически упорядоченный государственный учет данных по земельной собственности в пределах определенно­го государства или района, базирующийся на результатах съемки границ участков собственности. Каждой собственности присваи­вается определенный номер — идентификатор. Границы и номер собственности обычно отображается на крупномасштабных кар­тах».

Источник: http://kadastrovik.com/stati/istoriya-razvitiya-kadastra-v-rossii.html

Городской кадастр, его особенности и организация

— определения площадей кадастровых участков и других учетных единиц;

— составления графических приложений к правовым и юридическим документам;


Бесплатная юридическая консультация:

— планирования природоохранных мероприятий на территории города.

Содержание кадастровых документов определяется требованиями потребителей. Для установления характера документов и материалов принята следующая классификация:

— по источнику поступления — из каких организаций поступила;

— по содержанию — геодезическая, топографическая, картографическая, гидрологическая и т.д.;

— по видам объектов и явлений — городские земли, здания и сооружения, инженерные сети, геология, зеленые насаждения, экология;


Бесплатная юридическая консультация:

— по форме представления — графическая, текстовая, алфавитно-цифровая;

по сложности вопросов — простая, сложная, уникальная, массовая;

— по виду выдачи — подлинник, дубликат, копия, выкопировка;

— по степени режимности — общего пользования, служебная, секретная.

Требования к материалам и документам городского кадастра — точность, достоверность, наглядность, доступность и удобство восприятия.

Бесплатная юридическая консультация:

Точность материалов и документов городского кадастра определяется многими критериями. Для планово-картографических материалов — масштабом кадастровых планов, средней квадратической ошибкой измерений. Для документов — средней квадратической ошибкой значений количественных характеристик (численность, жилая площадь и т.п.). Особое значение масштаба планово-картографического материала обусловлено прямой зависимостью трудоемкости создания планово-картографического материала от масштаба, стоимости работ, времени их выполнения. Укрупнение масштаба приводит к удорожанию работ и увеличению сроков их выполнения. В качестве критерия точности планово-картографического материала принят базовый масштаб кадастровой съемки.

Кадастровая съемка — комплекс работ, выполняемых с целью получения информации о пространственном, юридическом, экономическом и физическом положении и состоянии элементов и объектов местности, в том числе земель, растительности, водного и воздушного бассейнов.

Базовый масштаб кадастровой съемки выражает требования к совокупности работ по сбору и обработке кадастровых данных, достаточных для их отображения в графическом виде и оптимально обеспечивающих составление планово-картографического материала кадастра в любом масштабе.

Рациональным базовым масштабом кадастровой съемки принят М 1:500, так как в процессе съемки именно этого масштаба можно получить данные, достаточные для составления топографических планов всего масштабного ряда, однако базовый масштаб кадастровой съемки не может служить критерием точности (как в топографии). Все материалы городского кадастра подвержены изменению, поэтому степень их соответствия фактическим размерам и состоянию объектов на момент выдачи потребителю должны удовлетворять требованиям достоверности, а именно: надо соблюдать сроки старения планово-картографического материала. Установленное время действия кадастровых материалов обеспечивается путем их постоянного обновления.

Источник: http://works.doklad.ru/view/gpqFSUUCzAs.html


Бесплатная юридическая консультация:

geolike.ru

Этапы ведения государственного кадастра

Процедура единого процесса государственного кадастра включает три этапа:

· формирование кадастрового дела объекта недвижимости (земельного участка и прочно связанного с ним недвижимого имущества);

· государственный кадастровый учет объекта недвижимости;

· государственная регистрация прав на объект недвижимости.

Формирование кадастрового дела объекта недвижимости включает следующие операции:

· определение пространственно-площадных характеристик объекта (местоположение, границы на местности, координаты поворотных точек границ земельного участка, здания, сооружения, площади, согласование границ со смежными землепользователями, закрепление границ на местности);


Бесплатная юридическая консультация:

· техническое описание объекта (наименование и целевое назначение объекта, год постройки, этажность, материал, фундамент, стены, полы, перекрытия, крыши, площадные характеристики объекта, наличие и типы коммуникаций, характеристики благоустроенности и другие);

· экономическое описание объекта (оценка объекта, включающая определение показателей первоначальной (инвентарной) стоимости, восстановительной стоимости, рыночной стоимости.

В итоге формирования объекта недвижимости создается специальное дело, которое называется кадастровым. Кадастровое дело содержит три группы документов: описывающих собственно объект, удостоверяющие самого субъекта права, подтверждающие право субъекта на объект недвижимости.

Документы в кадастровом деле формируются по отдельным регистрам:

· регистр титулов (правоустанавливающий документ и документы, подтверждающие правопреемственность);


Бесплатная юридическая консультация:

· регистр топогеодезический (материалы съемок, кадастровый план, каталог координат, ведомость площадей, экспликация участка);

· регистр имущества (документы технических характеристик объекта, правовая принадлежность зданий и сооружений);

· регистр экономический (материалы стоимостной оценки объекта на основе местоположения, почвенного покрова, инфраструктуры, залежей полезных ископаемых, сведения о налогах, платежах, льготах и т.п.;

· регистр ограничений (ограничения, налагаемые на право пользования объектом, сервитуты).

Государственный кадастровый учет объекта недвижимости осуществляется путем внесения необходимой, достоверной и достаточной информации об объекте недвижимости в регистрационные документы государственного земельного кадастра.


Бесплатная юридическая консультация:

Процедура кадастрового учета земельных участков и прочно связанной с ними недвижимости включает следующие операции:

· проверка полноты и правильности формирования кадастрового дела;

· заполнение кадастровой регистрационной карты на объект недвижимости;

· присвоение земельному участку уникального кадастрового номера;

· занесение сведений об объекте в документацию государственного земельного кадастра;


Бесплатная юридическая консультация:

· нанесение границ объекта на дежурный кадастровый план;

· оформление свидетельства о кадастровом учете объекта недвижимости;

· закрытие кадастрового дела и сдача его в архив органа государственного кадастрового учета объектов недвижимости;

· приобщение к кадастровому делу объекта новых правоустанавливающих документов для отслеживания правовой истории объекта недвижимости.

Государственный земельный кадастр реализуется в виде баз данных, представляемых на бумажных или электронном носителе.


Бесплатная юридическая консультация:

Государственная регистрация прав на объекты недвижимости осуществляется посредством внесения информации о праве некоторого субъекта на объект недвижимости в специальный документ, называемый Поземельной книгой.

Процедура регистрации включает следующие действия:

· анализ и экспертиза правоустанавливающих документов на объект недвижимости, проверке их подлинности и соответствия действующему законодательству;

· запись в Поземельную книгу;

· выписка в двух экземплярах свидетельства о регистрации прав на объект;


Бесплатная юридическая консультация:

· извещение органа государственного кадастрового учета объекта и субъекта прав о произведенной регистрации.

Поземельная книга представляет собой картотеку и электронный банк данных. Разделы Поземельно книги включают:

· первичные объекты недвижимости (здания, сооружения);

· вторичные объекты недвижимости (квартиры, помещения, комнаты и тому подобное).

Сведения об объектах недвижимости в Поземельной книге могут удобства подразделяться на составные части (регистры) по числу существующих видов прав:


Бесплатная юридическая консультация:

· регистр основных прав (кадастровый номер, адрес, целевое назначение, размеры, сведения о правообладателе, виде его права на объект, ссылка на документы, на основе которых право зарегистрировано);

· регистр аренды (арендные отношения, связанные с объектом);

Формирование кадастрового кода начинается после того, как окончательно сформирован земельный участок, определен его собственник, владелец или пользователь и границы нанесены на дежурную кадастровую карту (план) района или населенного пункта. Формирование земельного участка завершается присвоением ему очередного номера по журналу учета кадастровых номеров.

При проведении новых съемок или инвентаризаций коды элементов, составляющих кадастровый номер, не должны меняться. Код первичного объекта формируется как очередной порядковый код в границах земельного участка или используется регистрационный код, присвоенный органами власти по формированию объектов недвижимости (БТИ, служба лесного, водного хозяйства и прочие), после чего фиксируется в журнале учета кадастровых кодов. Код вторичного объекта недвижимости формируется как очередной порядковый код в пределах первичного объекта недвижимости или используется регистрационный код, присвоенный при формировании объектов недвижимости, и фиксируется в журнале учета кадастровых кодов.

Земельные участки для удобства использования кадастровых кодов формируются в кадастровые кварталы. Границы кварталов проходят по внешним границам участков и имеют определенные геодезические координаты. Участки покрывают территорию квартала без разрывов и перекрытий. В кварталы могут группироваться участки с различным целевым назначением. В качестве кадастрового квартала может быть принят сельский населенный пункт, садовое или дачное общество, или часть крупного населенного пункта (микрорайон, квартал, промышленная или коммунальная зона, ограниченная красными линиями застройки или естественными границами).


Бесплатная юридическая консультация:

Кадастровые кварталы группируются в кадастровые массивы.

Границами массивов являются внешние границы кварталов и имеют соответствующие геодезические координаты. В пределах кадастрового массива используется локальная система кодирования кварталов. Кварталы в пределах массива кодируются по правилу меандра или спирали.

Кадастровые массивы группируются в кадастровые зоны. Границы зон проходят по внешним границам массивов с соответствующими геодезическими координатами или по естественным рубежам (реки, граница лесных массивов, железных дорог и прочие линейные объекты).

Отсутствие кадастрового кода земельного участка не может служить основанием для отказа в присвоении кадастрового кода первичному объекту недвижимости. В таком случае первичному объекту присваивается временный кадастровый код, в котором вместо реального кода земельного участка ставятся нули (00).

После присвоения постоянного кода соответствующему земельному участку находящиеся на нем первичные объекты получают постоянные кадастровые коды, то есть нули, означающие код земельного участка, заменяются на конкретные значения.

При регистрации вторичных объектов во всех случаях требуется наличие кадастрового кода первичного объекта. Если первичному объекту еще не присвоен кадастровый код, то этот код присваивается первичному объекту при учете первого в его составе вторичного объекта. Зданию или сооружению, расположенному в разных кварталах, имеющих одного владельца, присваивается один кадастровый код в соответствии с кварталом, на котором расположена большая часть объекта.


Бесплатная юридическая консультация:

При переходе прав другому владельцу или при изменении их вида на объекты производится перерегистрация прав без изменения кадастрового кода.

При операциях с земельным участком, в результате которых происходит деление участка, каждой части присваиваются новые кадастровые коды в соответствии с порядком учета в журнале.

Кадастровые коды, присвоенные по старой системе, считаются действительными и подлежат замене по мере проведения операций с недвижимым имуществом. Старый код заносится в строку «Предыдущий кадастровый номер», а новый — «Последующий кадастровый номер». Это позволяет проследить историю возникновения и развития каждого участка.

Кроме Поземельной книги ведется дежурная кадастровая карта, на которой отображаются границы всех участков и их коды. Материалы зонирования административных территорий с описанием их границ, кадастровых кодов всех структурных единиц утверждаются решением администрации данной территории.

На существующем картографическом материале намечаются границы кадастровых зон и массивов, согласовываются в земельном комитете субъектов федерации. Для ведения текущего учета, отображения границ кадастровых зон, массивов, кварталов, земельных участков на планово-картографическом материале создается серия дежурных карт:


Бесплатная юридическая консультация:

· дежурная кадастровая карта субъекта федерации предназначена для отображения на ней границ районов и городов, подчиненных субъекту федерации;

· дежурная кадастровая карта административного района (города) — Предназначена для отображения на ней границ кадастровых зон и их нумерации. Нумерация зон внутри района (города) начинается с единицы.

· Масштаб карты должен позволять отображать границы массивов, кварталов внутри каждой зоны, кодирование которых также начинается с единицы.

· В этом случае отдельно кадастровая карта на массив и квартал не составляется. Данная карта, а также карта массивов и кварталов составляется райкомземом;

· дежурная кадастровая карта массива предназначена для отображения на ней границ кадастровых кварталов внутри каждого массива, нумерация начинается с единицы;


Бесплатная юридическая консультация:

· дежурная кадастровая карта квартала предназначена для отображения на ней границ земельных участков с первичными объектами. Нумерация земельных участков внутри каждого квартала начинается с единицы.

· При необходимости составляются дежурные кадастровые карты земель, находящихся в ведении сельской администрации, карты акционерных обществ, кооперативов и другие.

Дежурная кадастровая карта должна отвечать следующим основным требованиям:

· масштаб карты должен позволять нанести на нее земельные участки и связанные с ними объекты недвижимости;

· на карту должны быть нанесены крупные объекты (дороги, лесные массивы, крупные промышленные объекты);

· все участки и объекты должны быть нанесены таким образом, чтобы была видана их конфигурация, взаимное расположение, границы.

Каждый земельный участок получает индивидуальный двузначный код, позволяющий отличить его от других объектов недвижимости. Структура кода включает семь уровней:

А, Б, В1, В2, В3, Г, Д, Е,

· где А — код субъекта федерации;

· Б — код административного района (города), входящего в субъект федерации;

· В2 — код массива;

· В3 — код квартала;

· Г — код земельного участка в пределах квартала;

· Д — код первичного объекта (может быть многоразрядным);

· Е — код вторичного объекта (может быть многоразрядным).

В свою очередь вторичные объекты могут включать еще несколько уровней детализации.

Коды земельных участков

Кадастровый код земельного участка может иметь, например, следующие значения: 54: 15: 01: 02: 03: 25, где 54 — код субъекта федерации;

15 — код административного района (города) на территории данного субъекта федерации. Здесь ведется счет всех районов и крупных населенных пунктов на территории данного субъекта федерации от 01 до 99;

· 02 — код массива;

· 03 — код квартала;

25 — код земельного участка в пределах данного квартала. Код первичного объекта недвижимости, права пользователя на который зарегистрированы: 54: 15: 01: 02: 03: 25: 05, где 05 — код первичного объекта недвижимости, 25 — код земельного участка в квартале 03, массива 02 и зоны 01, административного района 15. Код первичного объекта недвижимости, права пользователя на который не зарегистрированы: 54: 15: 01: 02: 03: 00: 05, где 00: 05 — означает, что земельный участок не зарегистрирован, а код первичного объекта на этом участке равен 05. Кадастровый код первичного объекта в данном случае является временным.

Код вторичного объекта недвижимости, расположенного на зарегистрированном участке будет составлять54: 15: 01: 02: 03: 25: 05: 11, где 25: 05: 11 — означает, что код зарегистрированного земельного участка равен 25, код первичного и вторичного объектов соответственно составляют 05 и 11. Код вторичного объекта, расположенного на земельном участке, права на который не зарегистрированы, будет равен: 54: 15: 01: 02: 03: 00: 05: 11, где 00: 05: 11 — означает, что земельному участку пока не присвоен номер, а остальные элементы на нем получают свои порядковые номера.

Источник: http://geolike.ru/page/gl_2271.htm

Этапы создания кадастра

Процедура единого процесса государственного кадастра включает три этапа˸

— формирование кадастрового дела объекта недвижимости (земельного участка и прочно связанного с ним недвижимого имущества);

— государственный кадастровый учет объекта недвижимости;

— государственная регистрация прав на объект недвижимости.

Формирование кадастрового дела объекта недвижимости включает следующие операции˸

определение пространственно-площадных характеристик объекта (местоположение, границы на местности, координаты поворотных точек границ земельного участка, здания, сооружения, площади, согласование границ со смежными землепользователями, закрепление

границ на местности);

техническое описание объекта (наименование и целевое назначение объекта, год постройки, этажность, материал, фундамент, стены, полы, перекрытия, крыши, площадные характеристики объекта, наличие и типы коммуникаций, характеристики благоустроенности и другие);

— экономическое описание объекта (оценка объекта, включающая определение показателей первоначальной (инвентарной) стоимости, восстановительной стоимости, рыночной стоимости.

В итоге формирования объекта недвижимости создается специальное дело, которое называется кадастровым. Кадастровое дело содержит три группы документов˸ описывающих собственно объект, удостоверяющие самого субъекта права, подтверждающие право субъекта на объект недвижимости.

Документы в кадастровом деле формируются по отдельным регистрам˸

регистр титулов (правоустанавливающий документ и документы, подтверждающие правопреемственность);

регистр топогеодезический (материалы съемок, кадастровый план, каталог координат, ведомость площадей, экспликация участка);

регистр имущества (документы технических характеристик объекта, правовая принадлежность зданий и сооружений);

регистр экономический (материалы стоимостной оценки объекта на базе местоположения, почвенного покрова, инфраструктуры, залежей полезных ископаемых, сведения о налогах, платежах, льготах и т.п.;

регистр ограничений (ограничения, налагаемые на право пользования объектом, сервитуты).

Государственный кадастровый учет объекта недвижимости осуществляется путем внесения необходимой, достоверной и достаточной информации об объекте недвижимости в регистрационные документы государственного кадастра недвижимости.

Процедура кадастрового учета земельных участков и прочно связанной с ними недвижимости включает следующие операции˸

— проверка полноты и правильности формирования кадастрового дела;

Источник: http://referatwork.ru/lectionbase/pravo/view/139145_etapy_vedeniya_gosudarstvennogo_kadastra

Лекция № 3 Тема: «История земельного кадастра»

1.Историческое понятие земельного кадастра.

2.История развития земельного кадастра за рубежом.

3.История развития земельного кадастра в России.

Исторический земельный кадастр возник в силу объективной необходимости получения сведений о земле как первоисточнике материальных благ и объекте налогообложения.

Слово «кадастр», ставшее интернациональным, происходит от латинского слова «capur» , означающее «поданный предмет» и возникло во времена римского императора Августа (27 г. до н. э.- 14 г н. э.). В этот период была утверждена единица учета, сбора дани за землю – «caputigum». В дальнейшем, в связи с установлением более точного размера поземельной дани с учетом переписи населения («capitum registrum), эти слова превращаются в «caoitastrum» и «catastrum», а затем во французское «cadastre» — дословно «книга, реестр».

Земельный кадастр – в узком значении книга (реестр) о предметах поземельного обложения. В условиях многообразия форм собственности на землю земельный кадастр означает определенную систему мероприятий по учету, описанию и оценки земли, проводимых государством с целью получения сведений о земле для поземельного налогообложения.

История земельного кадастра.

Древнейшие общества, очевидно, не рассматривали землю как достояние, и тем более товар. Для них, она была чем-то безстоимостным — как например, воздух, вода, или как элемент окружающей среды — как реки, животные, и т. п.. Тем не менее, любое поселение ассоциировалось с определенной территорией. И понятие продажи земли другому племени было чем-то невообразимым, как теперь мы себе не можем вообразить торговлю территориями между государствами. Если племя должно было переезжать, его земля «путешествовала» вместе с ним. В древней Месопотамии земля понималась как подарок бога или богини, которые защищали этот народ. Таким образом, земля, люди, правительство и религия составляли единое целое.

Фактически, информация о формировании земельных отношений относится к периоду начинания сельскохозяйственной деятельности племен. И хотя существует мысль, что в то время, когда племена были малочисленными, земли хватало на всех, существуют исторические свидетельства, что даже в этот период велись войны за земли лучшего качества, при этом, некоторые племена специально кочевали для того, чтобы использовать по возможности большую земельную территорию. Часть этих народов и теперь сохранили подобный подход к владению землей. Другие племена кочевали не возвращаясь на уже «освоенные» участки.

Кадастры ведутся почти во всех странах мира и непосредственно связаны с понятиями учета, оценки состояния и использование естественных ресурсов, инженерной деятельности, экологии и предусматривают выделение однородных за своими правовыми и экономическими условиями территориальных единиц, их картографирование и описание их количественных и качественных характеристик. Термин кадастр чаще всего связывают с понятием «недвижимость».

Исторически земельный кадастр появился в силу объективной необходимости получения сведений о земле, как первоисточнике материальных благ и объекте налогообложения. С возникновением государства земля стала одним из источников государственных доходов и в связи с этим объектом специального обложения. Поэтому на определенном этапе развития общества возникает необходимость сначала в учете, а затем и в оценке земли, то есть в проведении земельного кадастра.

Первые попытки учета количества и качества земель проводились ещё при первобытнообщинном способе производства. Однако тогда учёт был весьма примитивный и проводился в интересах общины. С появлением частной собственности на средства производства возникла необходимость в более тщательном учёте. Кроме частных собственников учёт вело рабовладельческое государство. Оно учитывало доходы от обложения налогами, контрибуциями, расходы на содержание армии и т. п. Объектом учёта постепенно становилась земля, которая уже в то время выступает как основное средство производства в сельском хозяйстве. При рабовладельческом строе как специальное земельное учётное мероприятие зарождается земельный кадастр, который продолжает развиваться при феодализме и особенно при капитализме.

Так в Египте, во времена первых фараонов (4 тыс. лет до н. э) тщательно велись оценочные списки земель, подлежащих налогообложению. Оценку земель дважды в год проводили специальные таксаторы — чиновники фараона.

Земельный кадастр древнего Рима (4 в до н. э.) представлял собой описание земельной собственности. В специальные реестры вносили сведения размере земельных участков, способе их обработки, качестве и доходности земель. На Бронзовые таблицы наносили планы имений, их названия, границы и размеры землевладений. Там же приводили сведения о качестве земель и о самом хозяйстве.

В эпоху феодализма дальнейшее развитие получил внутри хозяйственный учёт, проводимый в целях управления и контроля за развитием помещичьего хозяйства.

Феодальное государство вело кадастр земли как средства производства для налогообложения. При феодализме в системе земельного кадастра возникает земельная регистрация, узаконивающая право частной собственности на землю.

Возможно древнейшие кадастровые съемки были проведены древними египтянами ок. 3000 года к н. э. с целью установления границ участков, которые обрабатывались. Во время съемки регистрировались детальные сведения о земле, границе участков, имена их собственников. Около 1700 года до н. э. была проведенная новая съемка Египта с целью налогообложения и перераспределения земли.

Существовавшая в Греции около 600 года до н. э. общественная структура базировалась на целом наборе законов относительно собственности на землю, которые привели к тому, что мелкие землевладельцы попадали в долги и часто совсем теряли свою собственность. Достоверно известно о введении в 594 году к н. э. Законодательством Солона функционального кадастра Греции.

Первый римский кадастр под названием «Табулес Цензаалес» был введен в VI веке до н. э. Сервием Туллием. В этом кадастре выполнялась съемка периметра участка недвижимости и устанавливался налог с учетом типа грунта, обработки, качества и производительности земельного участка. Во времена Карла Великого в Швеции был введен налог на недвижимую собственность, известный как десятина. При феодализме в период с 900 по 1200 год н. э. сюзерены и духовенство поддерживали регистрацию недвижимого имущества с помощью подписания своего рода документа на владение.

Около 1162 года в Италии были разработаны земельные кадастры с фискальными целями. В Милане за период в 50 лет (г.) была проведенная кадастровая съемка, однако в результате данные для установления системы взыскания налогов получены не были. В Англии первый кадастр датируется 1066 годом, его целью было введение налога на недвижимое имущество. Этот кадастр был назван в народе «Domesday book» или «Книга Судного Дня», поскольку со временем мог применяться к тем, кто обманывал налоговое ведомство.

В Франции первые известные кадастры датируются 1269 годом. Кадастр, который назывался «Книгой расчетов», не имел успеха. Только при Людовике XIV французы смогли успешно ввести фискальную систему на основе кадастровой съемки.

В Испании во время правления Филлипа II были осуществленные первые значительные статистические работы по оценке недвижимого имущества.

В Милане с 1718 года Джованни Джакомо Мариони начинает разработку первого кадастра на основе применения строгих научных методов съемок границ участков, например, были примененные методы триангуляции и полигонометрии. Благодаря своей точности и качеству, этот кадастр стал образцом для Франции, Бельгии, Нидерландов, Пруссии, Швеции, которые более позднее осуществляли свои кадастровые съемки.

Вторым типом кадастра, который сыграл особое значение для его развития, считается французской. В 1801 году Наполеон составил комиссию для изучения справедливого распределения налога на недвижимое имущество на французской территории. В 1800 представительных муниципальных округах были проведенные кадастровые съемки. На основе результатов увеличения налога в этих муниципальных округах предполагалось рассчитать путем экстраполяции величины налога для других муниципальных округов.

Первые описания земель в России появились ещё в 9 веке. Они касались главным образом монастырских и церковных земель служили основанием для наделения духовенства недвижимым имуществом, в частности землёй. Собирание данных о земле возникло также в связи со взиманием сборов и податей русскими князьями с покорённых ими племён.

Существовавший в 11 веке качественный учёт земель имел упрощённый характер. А первые переписи земель с характеристикой их количества и качества относятся к 12 веку.

Старейшие кадастровые документы — описания земель периода татарского ига. Первая татарская перепись была проведена в 1245 г., а повсеместная перепись русских земель — в 1273 г. Наряду с татарскими переписями описания земель вели русские князья, но — кадастровыми документами в этот период являлись — “Писцовые книги”.

Приблизительно в 1551 году была закончена разработка так называемого «писцового наказа», в котором сформулированы принципы и порядок описания земель, принята унифицированная единица земельного обложения. Им стала «соха». Базовый размер сохи составлял 800 четвертей земли. Однако он мог изменяться в зависимости от плодородия почвы и социального положения землевладельца. В соответствии с разработанными при Иване IV принципами в 1581 году началась общегосударственная поземельная перепись, законченная в 1592 году в царствование его сына Федора. Эту перепись можно лишь условно рассматривать в качестве прообраза кадастрового обследования, поскольку наряду с землеописанием она преследовала и другую, едва ли не главную цель — документальную поименную фиксацию крестьян, находившихся в тот момент на землях конкретных владельцев, для обоснования их прикрепления к этим землям в будущем. В дальнейшем правительство не раз прибегало к «дозорам» (местным переписям), продолжая отслеживать состояние земель. Особенно острая потребность в таких мерах ощущалась после Смутного времени, в условиях глубокого хозяйственного кризиса и разорения земель.

В 1626 году была проведена их общая перепись. По своим масштабам с ней сопоставима перепись, предпринятая в 1766 году при Екатерине II и растянувшаяся до конца XVIII столетия. Она получила название «Генеральное межевание». Межевание охватило территорию 22 губерний. Имея своей основной целью определение четких границ частных земельных владений, оно вместе с тем решало и множество других задач, касавшихся изучения хозяйственного положения страны. Помимо подробных поземельных карт, планов губерний и уездов Генеральное межевание оставило после себя многотомные ценнейшие «экономические примечания». Правда, в них отсутствуют систематические и подробные сведения о качестве обследуемых земель, плодородии почв. В 1713 г. Указом Петра-1 вводится подушная подать. Качественный учёт земель и их оценка как основание для налогообложения утратили свое значение и по существу прекратились на длительный срок. В этот период большую роль играет количественный учёт земель.

Но в 1837 г. Министерство государственных имуществ приступило к разработке нового земельного кадастра. Был проделан большой объём работ по съёмке и определению размеров земельных участков, учёту их качества и оценки. Однако уже во второй половине 19 века, в связи с переходом к капиталистическому способу производства, возникла необходимость в новом земельном кадастре.

Вплоть до отмены в 1861 году крепостного права массовых кадастровых работ на территории Российской империи не проводилось. Деятельность Вольного экономического общества по внедрению передового землеустроительного опыта Запада и описанию земель не простиралась дальше отдельных опытов, имевших к тому же преимущественно агротехническую направленность. Ликвидация крепостничества в значительной мере ускорила процесс капитализации земель. Земли сельскохозяйственного назначения и занятые промышленными объектами стали все активнее вовлекаться в рыночный оборот. Поэтому возникла острая потребность в новых масштабных кадастровых изысканиях. Они развернулись в конце XIX века на базе новоучрежденных земских землеустроительных комиссий и экспедиций. В работе экспедиций принимали участие лучшие ученые того времени, проводившие детальное исследование почвенного покрова, урожайности культур, продуктивности кормовых угодий, месторасположения земельных участков относительно хозяйственных центров и рынков сбыта, — словом, всех природных и экономических факторов, влияющих на развитие сельского хозяйства. Тщательно фиксировались и такие показатели, как наличие рабочей и тягловой силы, размер капитальных вложений, формы земельной собственности и землепользования. Обследования проводились с применением передовых зарубежных методик оценки земли и на основе собственных оригинальных разработок, существенно обогативших мировую практику. Их данные публиковались в губернских земских сборниках, ставших ценнейшей базой государственного фискального учета, частных сделок купли-продажи земли, банковского ипотечного кредитования.

Для обеспечения рационального использования земельных ресурсов с 13 декабря 1968 года ведётся государственный земельный кадастр, содержащий совокупность достоверных и необходимых сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель. Земельный кадастр включает регистрацию землепользований, учёт количества и качества земельных угодий, бонитировку почв и экономическую оценку земель.

За период осуществления государственной кадастровой оценки земель поселений (в 2000–2005 годах) накоплен значительный как положительный, так и отрицательный опыт проведения соответствующих работ. Проводимые Федеральной службой земельного кадастра России работы по развитию системы государственного земельного кадастра и кадастровой оценке земли, способствуя укреплению прав на землю и недвижимое имущество, создают благоприятные условия развития экономики страны и повышения жизненного уровня людей.Земельный кадастр в нашей стране введён в последние десятилетия. Поэтому в проблеме земельного кадастра много дискуссионных и неразрешённых вопросов, но время уже подтвердило необходимость его существования. В будущем кроме земельного кадастра будет производится экологическая паспортизация сельскохозяйственных земель, которая необходима в связи с тем, что в последнее время ухудшилась экологическая обстановка.Создание и ведение фундаментального земельного кадастра служит многим целям, основные из которых названы в ст.4 Закона от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре». Все эти функции государственного и муниципального управления имеют своей целью обеспечить средствами права рациональное использование и охрану земельных ресурсов страны, что, в свою очередь, является главной целью государственного земельного кадастра.Земельный кадастр служит прежде всего публичным интересам государства о рациональном использовании и охране земельных ресурсов страны. Нельзя забыть о служении земельного кадастра также частным интересам и целям собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земли.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» // Собрание законодательства Российской Федерацииянваря 2000г. — №2.2. Земельный кодекс К РФ от 25.10.01 №.3. Комментарий к ФЗ «О государственном земельном кадастре» (постатейный) / под ред. – М.: , 2004.4. Арефьев Н., БаденкоВ., Гарманов В., Осипов Г. Государственный земельный кадастр. — СПб: Питер, 20с.5. Ковальчук Алексей. Государственный земельный кадастр. // Отечественные записки. — № 1 (16), 2004.6. Чешев кадастр. Учебник для вузов. – [электронный учебник, www. *****. – ссылка для скачивания], 2000.

Источник: http://pandia.ru/text/78/256/86518.php

Введение

В последнее время Российские географические и земельно-информационные системы подверглись значительным изменениям в области кадастров.

Как мы знаем, главная задача информатизации — удовлетворение информационных потребностей и обеспечение прав граждан, органов государственной власти, создание необходимой инфраструктуры, без которой невозможно функционирование экономических систем любого уровня, а также управления ими. Географические и земельно-информационные системы ориентированы на работу в информационной среде управления земельными ресурсами и используются для удовлетворения информационных потребностей всех без исключения: как сотрудников фирмы, имеющих дело с обработкой информации для принятия тех или иных управленческих решений; так и простых граждан, имеющих дело с получением кадастровой информации.

Продуктами информационных систем являются: Программные комплексы ЕГРЗ, АИС ГКН, ПВД, а также Интернет-портал государственных услуг, оказываемых Росреестром в электронном виде.

В данной расчетно-графической работе был проведен анализ создания информационных систем в сфере ГКН И ЕГРП, подробно описаны все вышеизложенные программные продукты ГКН.

Создание информационных систем кадастра в России

Этапы создания и развития информационных систем кадастра и регистрации прав

История развития государственного кадастра недвижимости в России определяется, прежде всего, уровнем экономического развития и характером отношений собственности. А начинается эта история с образованием государства и развитием налогообложения. Первые переписи земель с характеристикой их качества и количества относятся к XII в.

Наиболее яркое и полное описание земельных владений в России относится к периоду ликвидации феодальной раздробленности и возникновения централизованного государства. В описаниях приводились сведения о количестве земель во владениях, давалась оценка этих земель путем приведения их к определенным условным единицам.

Для описания земель в XVI в. было создано специальное учреждение — Поместный приказ, которое стало общегосударственным руководящим центром, объединяющим все межевые, кадастровые и крепостные работы. Писцовый наказ 1622 г. возлагал на писцов измерение пашни, перелогов, сенокосов, лесов и других угодий.

Следующий этап развития кадастра объектов недвижимости был обусловлен политикой Петра I, он уничтожил поместную систему, сравнял прежние поместья с вотчинами и ввел подушную подать. Первое генеральное межевание было начато в 1754 г. Оно было основано на писцовом наказе 1684 г. и помимо учета земель имело целью лишение прав владения и изъятия не соответствующих документам земель.

Дальнейшее развитие и совершенствование системы учета и оценки земельных ресурсов стимулировалось такими этапными реформами, как отмена крепостного права в 1861 г., предусматривавшая выкуп земли крестьянами у помещиков, отмену взимания выкупных платежей в 1905 г. и Указ 1906 г., дающий крестьянам право выделения или выхода из общин.

Новая аграрная политика России10 гг. связана с именем Петра Аркадьевича Столыпина. 19 ноября 1906 г вышел в свет Указа императора Николая II — «Об изменении и дополнении некоторых постановлений об крестьянском землевладении». Главное содержание реформы составило разрушение общины и насаждение частной крестьянской земельной собственности.

Закон 1910 года еще более жестко проводил линию на ликвидацию общины и переход к частному крестьянскому землевладению. Он предусматривал обязательность перехода к личной собственности на землю в общинах. В этих общинах крестьяне автоматически становились новыми собственниками своих наделов.

После 1917 года земельные отношения в России резко изменились. Одним из первых законодательных актов о земле был Декрет «О социализации земли» 1918 года, причем этим актом была закреплена всенародная собственность на землю, трудовой характер землепользования, учреждено равное право на пользование землей, исходя из потребительско-трудовой нормы землепользования на землях сельскохозяйственного значения. А положения «О социалистическом землеустройстве» и «О мерах перехода к социалистическому землепользованию» 1919 года закрепили две основные формы: государственную и коллективную. Одновременно с этим земля фактически перестала являться объектом налогообложения. В то же время государство нуждалось в сведениях о земле. Эта потребность определяла состав сведений земельного кадастра и порядок его ведения.

Кадастр представлял собой сведенные в единую книгу регистрационные сведения по землепользователям, а также количественные и качественные характеристики земель.

После национализации российские земли до времени внесения в 1990 году поправок в Конституцию РСФСР 1976 года не знали права частной собственности. Они без оплаты передавались физическим и юридическим лицам в вечное, бессрочное пользование.

В период с ноября 1989 г. По март 1990 г. Верховным советом СССР были приняты законы об аренде, о собственности и о земле. Эти законы разрешили гражданам арендовать земельные участки как внутри, так и вне колхозов и совхозов.

В декабре 1991 г. вышел Указ Президента «О неотложных мерах по проведению земельной реформы» и Постановление Правительства РФ «О порядке реорганизации колхозов и совхозов». На основании этих документов колхозы и совхозы должны были принять решение о переходе к частной собственности.

С 11 октября 1991 г. принят Закон «О плате за землю», который установил, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за землю являются земельный налог, арендная плата, плата за временное пользование землей, плата за приобретение земельных участков в собственность, плата за приобретение права аренды земельных участков, компенсационные платежи за потери сельскохозяйственного производства, плата за пользование земельным участком при установлении сервитута.

С августа 1992 г. Постановлением Правительства Российской Федерации «О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации» было утверждено Положение о порядке ведения государственного кадастра, признана необходимость координации ведения земельного кадастра, обеспечения поэтапного перехода на автоматизированный метод получения, обработки, хранения и предоставления его данных. Кроме того, была указана необходимость проведения инвентаризации земель населенных пунктов.

Важными стали Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» и Гражданский кодекс Российской Федерации, которые отнесли земельные участки и все, что прочно с ними связано, к недвижимости. В декабре 1993 г. были изданы указы Президента РФ: «О налогообложении продажи земельных участков и операций с землей»; «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость»; «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы»; Положение о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации; Основные положения о залоге недвижимого имущества — ипотеке.

Принятие Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года разрешило главный спорный вопрос в сфере земельных отношений. Конституция закрепила право частной собственности на землю в Российской Федерации и свободу распоряжения землей как одно из основных неотъемлемых прав человека, охраняемых законом.

Первым нормативным, правовым документом был Федеральный закон «О государственном земельном кадастре», который был принят 2 января 2000г.

В содержание земельного кадастра включено получение достоверных сведений о земельных участках и территориальных зонах как основных единиц кадастрового учета. Все прочие действия (ведения основного и текущего учета земель, составление баланса земель, бонитировка почв и экономическая оценка земель, государственное управление земельными ресурсами и др.) включены в земельную информационную систему.

В июле 2007 года был принят внесенный Правительством Российской Федерации закон «О государственном кадастре недвижимости». Этот закон дает основные понятия, что такое формирование объектов недвижимости, т.е. процесс, когда объект недвижимости выделяется из материального мира и становится правопригодным, правоспособным, в том числе для последующей регистрации прав на этот объект.

Кадастровая система обеспечивает правообладателей гарантиями прав на имущество, налоговые органы — актуальными сведениями об объектах налогообложения, рынок недвижимости — достоверной информацией о земельных участках и связанных с ними улучшениях, систему органов государственного и муниципального управления — данными для формирования государственной политики в сфере землепользования, учета недвижимости и развития территорий.

Принятие нового закона о государственном кадастре недвижимости, который вступил в силу с 1 марта 2008 года, ставит новые задачи по разработке соответствующих подходов и методик для применения в практике. Закон имеет несколько изменений и нововведений. В частности, в законе четко и подробно закреплено положение о процессе формирования объектов кадастрового учета.

С 1 марта 2009 года произошло объединение организаций: Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость), Федерального агентства геодезии и картографии (Роскартография) в единую службу — Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по организации единой системы государственного кадастрового учёта недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.

Источник: http://studwood.ru/869591/pravo/sozdanie_informatsionnyh_sistem_kadastra_rossii